Любой, даже лёгкий, занос автомобиля очень опасен. И хотя в некоторых случаях удаётся овладеть создавшимся положением, нужно избегать таких ситуаций, которые грозят заносом. А что делать, если, несмотря на осторожную езду, автомобиль всё-таки занесёт?
Особенно часто это случается на скользкой, обледенелой дороге. Не впадая в панику, нужно постараться сохранить управление движением автомобиля. Надо сказать, опытные водители умело "справляются" с автомобилем, временно переставшим "слушаться". Для начинающих и будущих водителей мы хотим дать сегодня несколько практических советов.
Чаще всего мы встречаемся с заносом задних колёс, вызванным слишком большой подачей "газа" (задние колёса - ведущие). В данном случае нужно сохранить такое же положение передних колёс, при котором они вращались до заноса.
Например: ведя машину с небольшой скоростью по обледенелой дороге, водитель слишком сильно нажал на педаль "газа". В результате скольжения задних колёс заднюю часть автомобиля начало заносить вправо. Водитель тут же повернул передние колёса тоже вправо, чтобы они вращались в прежнем направлении.
Весь автомобиль устанавливается под некоторым углом относительно движения в прямом направлении. При скользящих задних колёсах передние колёса продолжают вращаться как обычно. Интенсивность заноса задней части автомобиля бывает разной, поэтому и угол поворота передних колёс не может быть одинаковым.
Короче говоря, при заносе нужно помнить следующее правило: передние колёса всегда поворачивать в ту же сторону, в какую заносит задок автомобиля.
Ещё более опасно скольжение передних, управляемых колёс. Может быть, вы видели, как при движении в гололедицу водитель пытается повернуть автомобиль, но это ему не удаётся. Передние колёса хоть и повернуты вбок, заблокированы и продолжают скользить по прямой.
В такой ситуации единственное спасение - повернуть колёса в положение движения по прямой, сильно притормозить автомобиль и снова повернуть колёса при сниженной скорости движения. О торможении на скользкой дороге мы уже беседовали в одном из предыдущих номеров.
Сегодня нам осталось только выяснить: при начавшемся заносе нужно увеличить или уменьшить подачу "газа"?
Дело в том, что каждое добавление и снижение подачи "газа" только тогда влияет на скорость движения, когда способствует изменению сцепления колёс с дорогой. Во время бокового заноса автомобиля сила сцепления колёс с дорогой уже и - так слишком незначительная, поэтому дополнительная "затрата" части её на ускорение или торможение только увеличит занос. Отсюда следует такой вывод: при заносе автомобиля следует отключить мотор от колёс, другими словами, отжать педаль сцепления.
Советуем неукоснительно соблюдать это правило, и только водители с большим опытом могут иногда пренебречь ним.