В последнее время много говорят и пишут о трудностях с горючим, о нехватке нефти, а тем самым и жидкого топлива, получаемого из нее, т.е. в первую очередь - бензина. Дефицит бензина ощущается все острее. Почти все современные автомобили работают на дизельных двигателях, т.е. нуждаются в жидком горючем. В настоящее время но дорогам мира ездит около 300 млн. автомобилей, в том числе около 250 миллионов легковых. А ведь нельзя забывать еще о мотоциклах, тракторах и многих других машинах, имеющих дизельные двигатели.
Нехватка горючего, которая особенно остро дала о себе знать в послед нес время, заставила повнимательнее взглянуть на существующие в мире за лежи нефти. Трудно сказать, на сколь ко лет их хватит. Во всяком случае эти запасы нельзя считать неисчерпаемы ми. Настанет время, и они иссякнут.
Это одна сторона вопроса. Вторая - растущая угроза загрязнения естествен -ной среды выбросами выхлопных газов, которые содержат ядовитые для человека и живых организмов субстанции. Иными словами, дизельный двигатель, который был огромным шагом в развигии нашей цивилизации, не является абсолютно совершенным.
Издавна конструкторы работают над применением электрического двигателя в автомобиле, т.е. двигателя, не имеющего недостатков дизельного мотора и сохраняющего его преимущества.
Попытки использования электроэнергии для автомобиля предпринимались еще до изобретения машин с дизельным двигателем. Так, например, в Англии в 1822 году два английских конструктора построили трехколесную машину с двигателем, весившим около 25 килограмм и батареей, весившей около 45 килограмм. Затем был проведен еще ряд опытов с применением электрического двигателя для автомобилей. В 1890 - 1910 годах электрические автомобили имели даже сравнительно широкое распространение. В качестве примера можно назвать оригинальное объявление из американского журнала 1907 года, рекламирующее электрические автомобили известной фирмы Студсбекер.
Позднее, однако, дизельный двигатель в автомобилях почти полностью вытеснил электрические. Причина этого ясна. Для того, чтобы автомобиль мог передвигаться, ему нужна энергия. Дизельный двигатель дает в сто раз больше энергии в пересчете на килограмм своей массы, чем электрический двигатель, работающий на аккумуляторах. Что это значит? Это значит, что если наполнить бак бензином, то можно проехать со скоростью 100 километров в час на машине среднего класса около 400 километров, а на машине с электрическим двигателем такой же массы в аналогичных условиях - всего 4 километра.
Однако эксперименты и исследования не прекращаются. Несколько лет назад был изготовлен ряд образцов
небольших автомобилей дли передвижения по городу. В лабораторных условиях была достигнута в 10 раз более высокая производительность при применении экспериментальных аккумуляторов (батарей), чем раньше. А это значит, что в нашем случае можно было бы проехать не 4. а 40 километров. Это уже кое-что, хотя и не особенно много. Вся проблема заключается в том, что до сих пор не налажено производство дешевых и общедоступных батарей. Поэтому электрический автомобиль пока что не получил распространения.
Недавно на польском заводе в Мельцс, где производятся гольфовые электрокары были изготовлены разновидности этих машин с кузовом, предназначенным для перевозки пассажиров. Этот автомобиль, (вы видите его на рисунке) рассчитан на два человека. Его максимальная скорость - 60 километров в час. Запаса энергии 6-ти обычных аккумуляторов хватает на 70 километров.
Эта машина, демонстрировавшаяся в прошлом году в автомобильном салоне во Франкфурте, вызвала большой интерес. Однако она неотличается от других экспериментальных моделей. показанных рядом фирм за последние годы. Она не удовлетворяет основным эксплуатационным требованиям: большой прогон при малом весе. Этот технический вопрос до сих пор не решен. Если удастся создать такую машину, которая отвечает предъявляемым ей требованиям, то будущее автотранспорта - это электрические автомобили. Не исключено, что будет найдено и другое практическое решение автомобильного двигателя. Исследования ведутся в лабораториях всего мира и в резных направлениях: начиная от парового двигателя и кончая использованием ядерной энергии.