Мини-трактор грузовик с виду напоминает мотоблок с прицепной грузовой тележкой: мотоциклетный двигатель, нет кабины. Однако если подробнее разобраться в его схеме, то она схожа со схемой трактора Т-150 или К-700 «Кировец».
У мини-трактора грузовичка такая же «ломающаяся» рама, а точнее две сочлененные полурамы, сиденья на передней полураме (а не на прицепе, как у мотоблока), да и руль-«баранка» — как у колесного трактора (или автомобиля), а не два рычага, как у мотоблока.
Теперь о конструкции подробнее. Основа мототягача — рама, состоящая из двух, шарнирно соединенных между собой полурам: передней (самого мотоблока) и задней (тележечной) На передней полураме смонтированы силовой агрегат, трансмиссия и два сиденья водителя и пассажира, а точнее помощника-грузчика.
Передняя полурама — пространственная, состоящая из двух частей: верхней и нижней. Однако она не сложная Верхняя часть — это дуплексный лонжерон, состоящий из двух продольных элементов, выполненных из швеллера № 5 и объединенных между собой несколькими перемычками из стального уголка 40x40 мм. Задние концы дуплексного лонжерона приварены к верхней полуобойме, а передние концы — к мотораме.
Нижняя часть передней полурамы сделана из круглой трубы диаметром 30 мм в виде дуги, огибающей нижнюю обойму подшипника поворотного шарнира, к которой она и приварена. Передние концы лучей дуги прикреплены винтами М10 к ушкам обойм подшипников полуосей. Между задними концами элементов лонжерона и сходящимися лучами дуги установлен шарнирный узел с двумя парами радиальных подшипников качения 80208.
Этот узел подсмотрел в журнале «Моделист-конструктор» (к сожалению, не помню, в каком именно номере, да это и не важно — все равно его модернизировал). Он обладает возможностью поворачиваться как относительно вертикальной оси, так и горизонтальной. А это, в свою очередь, исключает зависание колес и уменьшает кручение рамы. После установки узла на место верхнюю и нижнюю части полурамы (лонжерон и дугу) передней полурамы скрепил двумя прикрученными болтами подкосами из стальных труб диаметром 20 мм со сплющенными концами.
На них же позднее смонтировал рукоятку переключения передач. Задняя полурама — это прежде всего межколесная балка тележки и приваренное к ее середине перпендикулярно дышло обе детали выполнены из трубы диаметром 60 мм, а их соединение усилено подкосами из стального уголка 30x30 мм. В передний конец дышла вварен палец, выточенный из стального круга диаметром 60 мм. Палец вставляется в поворотный шарнир, соединяющий обе полурамы.
Здесь же сбоку к дышлу приварен поворотный рычаг (выполнен из уголка 40x40), подкрепленный таким же подкосом. Двигатель на мототягаче — УД-1, но можно применить и другой, причем выбор довольно широкий. Только вот силовой агрегат мощностью более шести-семи лошадиных сил использовать вряд ли целесообразно. Даже четырехсильный УД-1 способен обеспечить перевозку около 500 кг груза со скоростью до 30 км/ч.
При большей же нагрузке при трогании с места происходит пробуксовка ведущих колес, а при более высокой скорости наблюдения — сильная тряска и вибрации из-за отсутствия амортизации Оборудование же тягача и тележки мягкой подвеской слишком бы усложнило конструкцию.
Схема шасси: 1 — передний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и полуосями, 2 — коробка перемены передач, 3 — корзина сцепления; 4—шкив-маховик; 5 — переднее ведущее колесо (2 шт); 6—рулевой механизм с сошкой, 7—рулевая тяга (труба диаметром 30), 8 — наконечник рулевой тяги (от автомобиля «Жигули»); 9—поворотный рычаг- (уголок 40x40); 10—подкос поворотного рычага (уголок 40x40), 11 - балка заднего моста (труба диаметром 60); 12—заднее колесо (2 шт), 13 — подкос дышла задней полурамы (уголок 30x30, 2 шт), 14—дышло задней полурамы, 15 — шарнирный узел, 16—дышло—верхняя часть передней полурамы (швеллер № 5, 2 шт.), 17--дуга-нижняя часть передней полурамы (труба диаметром 30)
Двигатель оснащен системой принудительного воздушного охлаждения смонтирован он на мотораме прямо над передним ведущим мостом и имеет возможность при необходимости сдвигаться в продольном (по ходу тягача) направлении для натяжения ремня клиноременной передачи трансмиссии с отношением 1:3 на участке от шкива выходного вала двигателя до маховика коробки перемены передач (КПП)
Моторама же двигателя представляет собой две пары уголков № 4 Уголки первой пары длиной по 500 мм приварил к мосту продольно на расстоянии 400 мм друг от друга полками вверх, причем левый уголок — на подкосных стойках. Другую пару уголков прикрепил непосредственно к двигателю, но полками вниз и поперечно ходу тягача. Поставив верхнюю пару уголков вместе с двигателем на нижние уголки и совместив плоскости вращения шкива и маховика, в местах пересечений уголков просверлил сквозные отверстия диаметром 10,5 мм под крепежные болты.
После этого в полках нижних уголков отверстия разделал под пазы длиной 50 мм. Вместо такой передвижки мотора вполне воз- можно и применение натяжного ролика приводного ремня. Ведущий передний мост (с главной передачей и дифференциалом) в блоке с КПП использовал от списанного комбайна. У КПП была выработана шейка первичного вала в месте посадки маховика сюда я наклеил на эпоксидном связующем металлическую фольгу и напрессовал маховик в сборе со сцеплением, предварительно надев выжимную муфту КПП имеет три передачи для движения вперед и одну — заднего хода.
Поворотный шарнир: 1 - палец (сталь, круг диаметром 60), 2 дышло задней полурамы (труба диаметром 60), 3 — подшипник 80208 (4 шт), 4— корпус подшипников шарнира (сталь, кpyг 100), 5—лонжерон передней полурамы (швеллер № 5, 2 шт), 6—верхняя полуобойма (сталь, круг 100), 7— верхняя вертикальная ось шарнира (сталь, круг 50), 8 — предохранительная шайба (сталь, лист s3), 9 — гайка М28, 10 - шплинт, 11 - упорная шайба (сталь, лист s3), 12 — нижняя (вертикальная) ось (сталь, круг 50), 13 —нижняя полуобойма (сталь, круг 100), 14—дуга передней полурамы (труба диаметром 30), 15—стяжка (стальная полоса 15x3,2 шт)
Рукоятка переключения передач с кулисой — самодельные Проводка от рукоятки до КПП — жесткая тягами и рычагами. Передачей заднего хода пользуюсь редко — сочлененная и ломающаяся конструкция рамы делает мототягач очень маневренным и позволяет ему разворачиваться практически на месте — вокруг оси сцепного шарнира Маховик в моей конструкции использован от сенокосилки — он меньше по диаметру, чем штатный.
При неимении и такого маховик можно сделать сборным из колесной ступицы подходящего диаметра и отдельного шкива. В упрощенном же варианте можно обойтись совсем без маховика и сцепления, посадив ведомый шкив жестко на первичный вал КПП, а сцепление осуществлять изменением натяжения приводного клинового ремня с помощью упомянутого выше ролика Ведущий мост тоже подвергся переделке.
Его заводская ширина составляла около трех метров. Во-первых, удалил за ненадобностью колесные редукторы и укоротил чулки с полуосями. В торцы обрезанных чулков запрессовал обоймы с подшипником и сальниками. От полуосей отрезал фланцы и укоротил Фланцы же опять насадил на полуоси, соединив теперь эти детали шпонкой. Кузов тележки ступенчатый или, правильнее сказать, уступчатый Основной короб — нижний — расположен между задними колесами Он выполнен из стального листа толщиной 1 мм, а его дно — из доски-«тридцатки»
А дополнительные борта (они деревянные) устроены над колесами, а потому выполняют еще функцию крыльев, заодно увеличивая вместимость груза Соединения кузовных деталей (деревянных и из листовой стали) выполнены в основном на гвоздях, а где необходимо — с использованием металлических полос Дно опирается на заднюю полураму (балку, дышло и подкосы) и прикрепляется к балке шарнирно с помощью двух скоб У кузова съемный задний борт, а сам кузов может саморазгружаться за счет смещения назад центра массы груза Погрузочная высота всего 350 мм.
Переделка ведущего (переднего) моста от комбайна: 1 - картер главной передачи и дифференциала; 2 -главная передача с дифференциалом, 3 — полуось (укороченная, 2 шт), 4—чулок моста (укороченный, 2 шт); 5—обойма подшипника (самодельная, 2 шт.); 6 — ступица колеса (отрезана, просверлена и насажена на полуось); 7 — шпонка (12 шт), 8 — подшипник полуоси (2 шт.), 9- манжета (2 шт); 10—стопорная шайба (2 шт); 11 —ушко для крепления луча дуги нижней части передней полурамы (сталь, лист s5, 2 шт)
Рулевое управление «баранку», вал, червячный редуктор использовал от автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966. Единственная рулевая тяга соединяет сошку редуктора с поворотным рычагом, приваренным к концу дышла (а точнее — к подкосу) задней полурамы. Сама тяга выполнена из водопроводной трубы диаметром 20 мм, а наконечники взяты от автомобиля «Жигули» Тормоз приводится в действие от рукоятки, а сцепление и «газ» — от педалей, как у автомобилей. Признаться, проводки сцепления и переключения скоростей довольно сложные.
Их упрощение — моя очередная задача, а потому не буду описывать существующие Два сиденья (водителя и помощника), взятые из салона списанного автобуса, смонтированы на общем подрамнике на передней полураме. Под ногами устроен деревянный пол.