Начиная рассказ о самодельном мини-тракторе, хочу отметить, что строил его поэтапно. В первую зиму сделал шасси с приводом только задних колес Шасси собрано на укороченной раме от автомобиля ГАЗ-52. На раме установлен силовой агрегат — трехцилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 28 кВт (35 л с ) при частоте оборотов коленчатого вала 2200 в минуту от чехословацкого погрузчика.
К мотору через переходное кольцо пристыкована корзина с механизмом сцепления от фургона УАЗ-452. К корзине, тоже через переходник, прикреплена четырехступенчатая коробка перемены передач (КПП) от грузовика ГАЗ-51 КПП оборудована валом отбора мощности (ВОМ) Карданная передача, идущая от КПП к заднему ведущему мосту, — двухступенчатая открытого типа. Мост — от грузового автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-157, но укорочен. К раме он подвешен жестко с помощью четырех стремянок задние колеса — от автомобиля ГАЗ-66.
Передний мост использован от автомобиля УАЗ-469. Он как и задний, по исполнению — ведущий (с главной передачей и дифференциалом). Но это его качество в первоначальном варианте не было использовано и передние колеса размерами 6x15 оставались только направляющими. Передний мост подвешен на раме на полуэллиптических рессорах без амортизаторов. Механизм рулевого управления — от автомобиля ГАЗ-51. Тормоза были механические и действовали только на задние колеса, хотя стояночный тормоз тоже имелся.
Электрооборудование — 12-вольтовое. Но на первом этапе установил только совершенно необходимое — генератор и стартер. Аккумулятор на время заимствовал от легкового автомобиля «Жигули». Вот на таком шасси (назвать трактором этот первоначальный вариант пока не решаюсь) весной 2002 года выехал «за ворота» и выполнил полевые посевные работы — провел, так сказать, испытания в деле После этого смонтировал на шасси конную сенокосилку с приводом от вала отбора мощности и прицепил (тоже конные) грабли с ними провел страду по заготовке сена.
К осени, ко времени уборки урожая, приспособил к шасси гидронавеску для двухлемешного плуга и с его помощью поднял на поле зябь. Весь сезон при необходимости использовал шасси как тягач двухосной прицепной тележки перевозил на ней сено, дрова, урожай. В следующее «межсельхозсезонье» (поздней осенью, зимой и в начале весны) продолжил строительство самодельного мини-трактора произвел работы по усовершенствованию трансмиссии шасси и улучшению комфортабельности.
В первую очередь сделал шасси полноприводным дополнил трансмиссию двухскоростной раздаточной коробкой от грузовика ГАЗ-66 Карданный вал при этом разделил на два промежуточный и задний Передний же карданный вал изготовил заново «Чулки» (кожухи полуосей переднего моста) пришлось переставить (поменять местами), чтобы картер главной передачи вместе со своим приводным валом расположился левее двигателя.
Компоновочная схема: 1 - передний мост (от ГАЗ-69),2 - радиатор (от «Москвича-412»). 3 - двигатель (дизельный, мощностью 35 л с oт чехословацкого погрузчика), 4 - механизм сцепления (от УЛЗ-469). 5 - коробка перемены передач (от ГАЗ-51). 6 - механизм вала отбора мощности (от ГАЗ-51), 7 - промежуточный карданный вал, 8 - раздаточная коробка. 9 - задний карданный вал, 10 - задний мост (oт ЗИЛ-157). 11 - заднее колесо (oт ГАЗ-66, 2 шT). 12- передний карданный вал, 13 - переднее колесо (ОТ УЛЗ-469, 2 шт ). 14 - поперечная рулевая тяга (от УАЗ-469), 15 - продольная рулевая тяга, 16 - рулевой редуктор (oт ГАЗ-51), 17 - дополнительный карданный вал, 18 - корпус подшипников, 19 - механизм сенокосилки
Направляющие колеса тоже снабдил тормозами, но в отличие от задних — с гидравлическим приводом. Еще оборудовал трактор штабелером с приводом от гидравлической системы с шестеренчатым масляным насосом. В сенокосную пору штабелер с успехом заменяет стогометатель (высота его подъема около четырех метров), а в исключительных случаях, когда груз невозможно поднять руками, — и как подъемный кран.
К зиме думаю оборудовать трактор устройством наподобие бульдозерного ножа или грейдерного отвала — чтобы расчищать дорожки от снега. Отдельный разговор о кабине. Ее я сделал несколько необычной — с тремя дверями двумя боковыми и одной задней. В кабине устроил боковые ниши, и от этого она стала заметно просторнее. Теперь в ней свободно умещаются вместе с водителем еще три пассажира (два — в нишах и один — на сиденье рядом), совершенно ему не мешая.
На тракторе установил все необходимые световые приборы фары, «поворотники», стоп-сигналы, а также омыватель и «дворники». Салон кабины по возможности тоже постарался благоустроить — сделал обшивку, разместил плафоны и вентилятор.
Но главное — установил здесь хорошую магнитолу и теперь имею возможность работать под музыку и слушать песни, в том числе в исполнении самодеятельного ансамбля «Калинка», солистом и художественным руководителем которого являюсь. Трактор назвал «ЧАДО» — в честь любимого внука «Человек Армянинов Демид Олегович», который никогда не упустит возможности прокатиться у дедушки на коленях. К тому же так ласково в старину на Руси называли детей.
Технические характеристики трактора меня вполне удовлетворяют. Даже сравнительно большая масса (около 2,2 т) работает на успех — обеспечивает хорошее сцепление колес при пахоте и на скользкой дороге Емкость топливного бака 25 литров — ее хватает более чем на 150 км. Скорость от 3 до 60 км/ч. И хотя машина создавалась не для гонок, однако такая большая максимальная скорость все-таки бывает, нужна при выполнении транспортных работ.
Я уже упоминал о прицепной грузовой тележке. Кстати, ее тоже сделал сам. Кроме транспортировки грузов использую ее как передвижную сцену, аппаратную и гримерную для выездных концертов артистов художественной самодеятельности местного дома культуры нефтяников, директором которого я по совместительству являюсь (основная моя работа — пожарный)
(Автор: П.АРМЯНИНОВ, п. К у т е р е т, Башкортостан)