В отличии от самодельной лодки из ПВХ туристическая плоскодонка может ходить не только под мотором, но и под парусом.
Сконструированная А.В. Жеремекиным лодка-плоскодонка может быть использована в различных хозяйственных целях, на рыбалки и в туристических походах. Устроена лодка-плоскодонка простейшим образом. Максимальная весовая нагрузка лодки приближенна к 400 кг, сама же весит не более 150 кг. Глубина погружения данной конструкции – не более 20 см. Лодку-плоскодонку хранить можно по разному, особых рекомендаций нет. Примечательно то, что она ходит и под парусом. Так же лодка может быть оснащена тентом, кормовой каютой.
Лодку можно использовать для кладоискательства, о подобном времяпроведении можно прочитать на этом сайте.
Для изготовления самодельной лодки плоскодонки необходимо следующее:
7 сосновых досок толщиной 15-20 мм, шириной 300 мм и длиной 5м — для обшивки;
3 сосновые доски толщиной 50 мм, шириной 300 мм и длиной 4м — для весел, форштевня, шпангоутов, водореза, фальшкилей;
сосновая доска 30x200 мм длиной 2 м и два листа фанеры толщиной 3-5 мм — для транца;
1 кг масляной краски (железного сурика) — для заполнения стыков
3 кг белил на натуральной олифе;
1,5 кг гвоздей длиной 50 мм;
1 кг шурупов длиной 50 мм.
Прежде всего делают шпангоуты на 200 мм выше уровня борта, после чего форштевень и транец. Они устанавливаются на килевую доску (50х20 мм длиной 4 м) и прибиваются гвоздями. Установим скамейки между шпангоутами и аналогично прибьем гвоздями. Для того, чтобы шпангоуты, форштевень и транц вместе с килевой доской образовали так называемую опалубку, прикрепим их верхнюю часть к боковым установочным доскам (20х200х5000мм). Данная опалубка и создаст нам основную форму конструкции.
Самодельную лодку-плоскодонку конструкции А.В. Жемерикина можно использовать в хозяйственных целях, в туристических походах, на рыбалке. Конструкция лодки-плоскодонки очень простая. Лодка рассчитана на груз до 400 кг, весит около 150 кг, глубина осадки не превышает 20 см. Она неприхотлива в хранении, может ходить под парусом. Ее можно оборудовать тентом или небольшой кормовой каютой, навесить мотор или установить парус.
При завершении работы надустановочные доски снимаем и спиливаем излишние 20 см шпангоутов, после чего нижние бортовые доски прибьем гвоздями и обрежем пилой нижние обводы.
Дальнейший этап действий направлен на то, чтобы прикрепить верхние бортовые доски, килевую доску оторвать, так как на ее место необходимо прибить доски днища. Скрепим 3 фальшкиля по линиям соединения досок, что будет надежнее герметизировать стыки. Еще стыки проконопатим паклей, которую смочим в олифе, затем прошпаклюем их и зачистим шкуркой. Далее соорудим багажник в носовой части лодки-плоскодонки, а рыболовный садок – под средней скамейкой. Внутри и снаружи все выкрасим на 2-3 слоя масляной краской. Сделаем весла из двух досок 30х130х2400 мм.
Как уже говорилось, самодельная лодка может быть оснащена парусом и ходить под ним. Для этого нам понадобится опускной киль-шверт и руль. Шверт располагаем в швертовом колодце, который установлен перед средней банкой и связан с ней брусками. Следует аккуратно и тщательно выполнять крепление колодца к днищу, обязательно используя густотерую краску или водостойкий клей. Затем через бруски скрепим основание колодца с килем и обшивкой сквозными винтами М6х80 через 60мм
Шверт можно вырезать из толстой фанеры, либо склеить из двух-трех досок по ширине. А можно и вырезать из листа металла толщиной 4-6мм. В любом случае щель в киле должна быть на 4-6 мм шире толщины шверта. На верхнем конце шверта планки выполняют роль ограничителя при его опускании. Если шверт металлический, то ограничители можно сделать из уголков. В случае с деревянным швертом все просто: он удерживается резиновым стропом.
Вырежем руль из 8-миллиметровой фанеры или досок толщиной 12мм. Он навешивается с помощью двух петель со штырями. Сделаем на транце такие же 2 петли. Штыри здесь не нужны, а вот планки для крепления, развернутые на 180°, пригодятся. Чтобы избежать потери руля, привяжем его к транцу тонким шнуром-сорлинем. Мачту округлого сплошного сечения с максимальным диаметром 68 мм лучше всего склеить из двух мелкопрямослойных сосновых брусков. Шпор (нижний конец мачты) делаем квадратным сечением для крепления в гнезде – степсе. Отверстие в передней банки послужит второй точкой крепления мачты.
Сшить парус можно из любой прочной ткани: плащ-палатки, АМ-100, тика для пера или в крайнем случае из бязи. Пришнуруем парус к мачте. Его верхний и нижний углы привяжем к соответствующим отверстиям в мачте. Будучи на ходу, парус растянется рейком. Передний конец рейка привяжем рифовым узлом к обушку. Если вдруг усилится ветер, будет достаточно потянуть за конец шнура, тогда парус полностью обезветрится. Не сложно выдернуть мачту из степса и положить ее в лодку. Если того потребует ситуация, площадь паруса можно уменьшить. Для это его просто необходимо навернуть на мачту, но тогда рей крепится в нижней части мачты или парус несут без рея.
Можно оборудовать такую самодельную лодку и подвесным мотором, как сделать его читайте в статье Самодельный лодочный мотор.