Бельско-Бяла. В этом городе уже в XIV веке производилось шерстяное сукно, хорошо известное в Европе. Вот уже несколько десятков лет здесь строятся планеры, на которых польские планеристы бьют рекорды, побеждают на мировых чемпионатах Здесь рождаются мультипликационные фильмы, в том числе знаменитый серийный фильм "Лёлек и Болек" который смотрели дети 50 с липшим стран.
Но не бельская шерсть, не планеры и кинофильмы, не живописные окрестности города привлекают сейчас к нему всеобщее внимание На Бельско-Бялу возлагают свои надежды тысячи людей в Польше, мечтающих о собственном автомобиле Здесь быстрыми темпами строится комбинат, который уже в 1978 году выпустит более 200 тысяч малолитражных автомобилей. Это предприятие, называемое в сокращении ФСМ, будет оснащено но последнему слову техники. Однако немалую роль играют в развитии бельской промышленности старые традиции, о которых мы собираемся вам коротко рассказать.
ТРАДИЦИИ
Металлообработкой занимались в бескидском районе уже двести лет назад. Первый чугун был получен в Ус-троне на рубеже 1771 и 1772 годов. Удобное положение на торговом пути и легко доступное сырье - железная руда - способствовали быстрому развитию в этих местах металлообрабатывающей промышленности. В XIX веке наступило дальнейшее расширение устроньского машиностроительного завода, на котором изготовлялись, в частности. паровые машины (первая - в 1860 г.), котлы, насосы, железные конструкции. С 1934 года здесь стали производить детали для автотракторной промышленности, в том числе для завода "Урсус", а после войны - поковки для автомашин "Стар", "Сирена", мотоциклов "Юнак".
Металлообрабатывающая промышленность в Бсльско-Бялой насчитывает более ста лет. В 1872 году кузнец Кароль Охснер основал небольшую мастерскую, в которой изготовлялись трубопроводы, пожарные и колодезные насосы. После войны, с 1949 года. завод механического оборудования занялся производством промышленных двигателей и пожарных мотопомп. В 1953 году здесь был выпущен первый двухтактный и двуцилиндровый двигатель мощностью 27 л.с, применявшийся на малолитражных легковых автомобилях "Сирена 101" и "Сирена 102". Хорошо работал сконструированный здесь трехцилиндровый двигатель 5-31 мощностью 40 л.с, устанавливаемый на автомобилях "Сирена 104". С 1969 года здесь производятся клапаны двигателей и компрессоры.
Жители города сочетают свойственное силезцам трудолюбие с фантазией присущей горцам. Они не довольствуются изготовлением только деталей к автомашинам. Они хотят выпускать автомобили. В конце шестидесятых годов были предприняты меры, приближавшие осуществление этих планов. Производство автомобилей "Сирена" было переведено из Варшавы в Бельско-Бялу. От принятия решения до начала пробного монтажа не прошел и год. Это был важный этап в развитии будущего завода малолитражных автомобилей, перед которым 29 октября 1971 года, в день подписания соглашения о покупке лицензии, было поставлено большое и ответственное задание наладить производство польского атвомобиля.
В Бельско и Тыхах начаты грандиозные земляные, строительно-монтажные работы, которые зачастую опережали поступающую из Италии документацию. Росли новые цеха и объекты, прокладывались новые подъездные дороги. Круглосуточно работали экскаваторы и бульдозеры, сотни грузовиков. Ежедневно поднимались новые фундаменты и строительные конструкции. которые возводились с помощью современных методов промышленного строительства, например, сборки готовых крупнопанельных элементов.
На заводе в Тыхах будут штамповаться детали из листового металла. проводиться сборка и покраска автомобилей. а также заключительные эксплуатационные испытания. В Бельско намечается наладить производство двигателей, коробок передач, коробок скоростей, передних и задних подвесок, системы управления и клапана двигателей.
НА КОНВЕЙЕРЕ - "ФИАТ 126-П"
После сварки кузов передвигается на подвесном конвейере вдоль цеха, специальные подъемники меняют положение кузова над полом, чтобы облегчить рабочим доступ к месту сборки. Каждый рабочий выполняет определенную операцию, после чего конвейер подаст кузов к следующему рабочему месту. Работа спорится. Видно, что каждый здесь хорошо знает свое дело.
Для того, чтобы не было перебоев в сборке машин, целый штаб людей заботится об обеспечении рабочих всеми необходимыми деталями. Ведь из-за нехватки гаек может остановиться весь конвейер.
Сейчас большинство деталей для "Фиата 126-П" поставляет Италия, однако неуклонно растет отечественное производство.
На заводе работает много молодых рабочих. Новая техника влечет молодежь, которая охотно поступает сюда на работу. Некоторые из них приехали в Бельско из далеких деревень. Они знают, что здесь скорее, чем в других местах, им удастся овладеть интересной профессией. В заводском училище обучается сейчас свыше 4 000 молодых работников ФСМ.
ТОЛЬКО ЧЕТВЕРКИ И ПЯТЕРКИ
Современная техника, станки-авто маты, управление, осуществляемое с помощью электронно-вычислительных машин, - все это выдвигает перед работинками высокие требования. У специалистов с высшим образованием - а здесь их немало - в дипломах стоят только четверки и пятерки. Заводу в Бельско нужны хорошие знатоки своего дела.