В момент, когда владелец лодки заводит мотор и берется за румпель, он автоматически приравнивается к лицу, осуществляющему управление транспортным средством. В Российском законодательстве не предусмотрено различий между лодочными электрическими моторами и двигателями внутреннего сгорания. Если мотор способен выдать мощность более 3,68 кВт, то лицо, управляющее таким транспортным средством обязано иметь права утвержденного образца, выдаваемые ГИМС МЧС.
Однако, если оставаться в рамках маломощного мотора, то можно бороздить водную гладь на самодельной лодке без каких либо проблем с регистрацией судна. Раньше требовалось разрешение на лодки грузоподъемностью более 200 килограмм, причем это требование касалось даже надувных ПВХ лодок, сейчас надувнушу можно брать любого водоизмещения и не греть себе голову с ее регистрацией.
Любителей высоких скоростей конечно же ждет разочарование. Разогнаться на суденышке водоизмещением 500 кг, оснащенном мотором мощностью до 3,5 л.с. больше 7-15 км/ч будет весьма не просто. Внешние факторы, такие как сила ветра и скорость течения также могут оказать довольно веское влияние на скорость перемещения. И лишь самые легкие модели, плоскодонные, с минимальной загрузкой и грамотно отстроенным ходовым дифферентом могут продемонстрировать более высокие скоростные характеристики вплоть до 17-20 км/ч. Однако, длительное время эксплуатировать мотор в режиме повышенной нагрузки также не рекомендуется это существенно уменьшит его ресурс.
При условии разумного расходования топлива такое транспортное средство может обеспечить своему хозяину достаточную автономность и легко переместить его к излюбленным рыболовным местам. Причем можно путешествовать налегке, положить в рюкзак надувную лодку, взвалить на плечо чехол для лодочного мотора с содержимым и оправиться к водоемам на поезде.
Винты современных лодочных моторов в подавляющем большинстве своем пластиковые и фиксируются на гребном валу специальным штифтом, который к тому же осуществляет защиту винта от повреждений при случайном наезде на всевозможные препятствия. В самых новейших моделях маломощных моторов уже и втулки полностью выполнены из пластмассы, без использования металлических деталей. Эксплуатировать такие моторы следует в точном соответствии с рекомендациями производителей, так как использование не рекомендованных расходных материалов может повлечь за собой нарушение механизма крепления винта и, как следствие, его вынужденную замену.
Моторы такого ранга зачастую имеют встроенный бак для горючего. Запуск мотора производится на нейтрали, а передняя передача включается соответствующим рычагом. Задний ход лодке можно придать, повернув мотор на 180 градусов.