Электро Моторная лодка с солнечной батареей или модернизация ЭПЛМ Minn Kota ENDURA 30
За зиму приобрел минкоту-30 аккум мк27дс и лодку фрегат м280е. Комплект подбирал осознано, так как бензин по возможности, отвергаю во всех областях , так же приобрел солнечную батарею на 42Вт, для подзарядки аккумулятора на лодке
Вообще, для электрофикации можно использовать практически любые надувные лодки.
Коротко по аккумуляторам:
По герметичным свинцовым аккам:
Они разделяются на гелевые и AGM. И те и другие свинцово-кислотные. Отличие в том, что у гелевых электролит в виде геля адсорбирован, а у AGM в стекловате
вокруг электродов.
В основном у нас продают AGM аккумы - они дешевле гелевых.
Цикличность примерно одинаковая - около 300 циклов при 80% разряде. У минкотовских заливных батарей MK27DC и соседних около 600 80% циклов.
Щелочные подразделяються на ламельные и безламельные и в свою очередь
на заливные и герметичные.
Выпускаются в виде отдельных элементов.
Имеют в несколько раз большую цикличность по отношению к свинцовым - до
2000 100% циклов. Но и вес значительно больший, за исключением дорогих
безламельных Никиль-Кадмиевых аккумуляторов.
Заливные щелочные батареи имеют в несколько раз больший ресурс чем щелочные герметичные. Проверено на практике!
Немного расчетов для солнечной батарейки....
2 солнечных дня СБ была подключена к автоХолодильнику. При условии раза 4 за день поворачивать солнечную батарею по солнцу, работать холодильник начинал в 9 утра (2А ток) и заканчивал около 19-00, при чем с 10-30 до 16-30 примерно ток был до 3А . Короче пиво не согреется за день.
А к вечеру будет неменуемо выпито;)
Если рыбачить весь день - можно переплывать переодически с места на место. в паузах подзарядка, да и во время движения тоже. При возвращении аккумулятор будет почти полный.
3 А за 4 часа рыбалки это 12А*ч, их хватит на 3 км плавания.
Можно посчитать разные маршруты... Так что СБ на лодке с эл.мотором - это уже серьезно!
Благодаря встроенному вольтметру в румпель минкоты выяснил, что на
макс. скорости на штатных проводах недопустимо большое падение
напряжения - на аккуме напруга 12.2 при токе 28А, а на моторе 10.9В.
И того потеря на проводах 1.3В !!!! Т.е. более 10% энергии просто на
ветер, а ведь это пробег и скорость, хотя важнее первая.
Мораль сей басни такова - замена проводов на более квадратичные. Провода установил ПВ3х6мм2. Мягкий провод в качественной изоляции. Для сравнения на фотках старый провод.
Переключение скоростей выполнено на балластных резисторах. Как следствие низкий КПД на пониженных скоростях и резкий рывок на 5й скорости - когда напруга подаеться на прямую на движок.
Двигатель самый что ни есть обычный коллекторник на постоянных магнитах с
питанием прямо на щетки.
В доках на старшие модели есть такое: "Устройство Maximizer дозирует подачу электроэнергии в зависимости от скорости движения лодки, что позволяет до пяти раз увеличить время работы от одной зарядки. "И в этом они правы!!! если поставить электронный ШИР регулятор , то на малых скоростях можно в несколько раз дальше уплыть!!! Ведь лвиная доля энергии идет на подогрев воды балластными резюками в моторе. Алгоритм переключения такой: последовательно 2 резюка, потом один с большим номиналом, потом с меньшим, потом резюки в паралель, и 5я -
напрямую.
И так, чтобы не расходовать ампер-часы на нагрев воды и воздуха надо: Установить ШИР регулятор и поменять силовые провода.
Что добьемся???
1. Увеличение пробега на малых скоростях в 2-3 раза!!!!
2. Увеличение пробега на 5й передаче до 20%
Собрал регулятор на 555 микрухе, попробовал, но непонравилось то , что
регулирует от 5% до 90% . буду другую схемку паять. Если хотите готовый
регулятор, С минимальной доработкой пойдет схема, вот такая
набор №BM4511, тока двигатель надо зашунтировать обратным диодом шотки на ток не менее макс. тока двигателя.
Доработанная схема из набора ниже на фотке.
В ней нужно подобрать конденсатор задатчика частоты для увеличения частоты и
уменьшения "писка" движка. Увлекаться неследует, так как с увеличением
частоты падает незначитьельно КПД! Диод, госящий импульсы противоЭДС, нужно
подобрать не менее 30А в прямом направлении. Подходят сдвоенные диоды Шотки
с компютерных БП к примеру SBL1640
К стати, полевики для таких регуляторов можно повыковыривать с материнок компов, там полевики на 50-60А 30В и напряжением открытия от 3-х Вольт.
Хотелось бы знать,убираются ли балластные сопротивления,или ШИР подключается на прямую к эл.двигателю?
Владимир комментирует:
За счет чего увеличивается пробег не 5 скорости???
Он только уменьшается -за счет потерь на ШИРе
Nik комментирует:
За счет чего увеличивается пробег не 5 скорости???
За счет устранения падения мощности на тонком проводе от акк к мотору - путем замены провода на толстый
Хром комментирует:
Интересная тема! Солнце у нас почти всегда жарит, так что можно кататься на электромоторе и не тратить время на зарядку аккумуляторов!
Круто! Надо будет попробовать так доработать свою надувную лодку.
Хром комментирует:
Интересная тема! Солнце у нас почти всегда жарит, так что можно кататься на электромоторе и не тратить время на зарядку аккумуляторов!
Круто! Надо будет попробовать так доработать свою надувную лодку.
Хром комментирует:
Интересная тема! Солнце у нас почти всегда жарит, так что можно кататься на электромоторе и не тратить время на зарядку аккумуляторов!
Круто! Надо будет попробовать так доработать свою надувную лодку.