В 1893 году, перед самым рождеством, в парижских газетах появилась заметка, сообщавшая о предстоящих гонках автомобилей по маршруту Париж - Руан. О них говорили всюду: на улицах, в кафе, на службе и в домашнем кругу. Но, пожалуй, самое большое волнение вызвала эта весть в аристократических клубах, к которым принадлежали люди, увлекавшиеся разными видами спорта.
- Что? Автогонки? Ведь есть уже конные скачки в Отёле и Девиле, разве этого мало? - удивлялись завсегдатаи клубов.
- Гонки автомобилей? Этих громыхающих железных колымаг, которые изрыгают дым и уродуют наши улицы? Да разве это чудище вообще способно состязаться? - презрительно замечали противники нового.
- Может и способно, только к чему? - иронически посмеивались третьи.
Однако среди членов клубов были и люди, придерживавшиеся иных взглядов.
- Господа, мы должны идти в ногу со временем. Эти новые машины - великое дело. Вы подумайте только: экипаж двигается без помощи лошадей. Человек привел мертвую материю в движение.
- Многие серьезные фирмы занялись производством автомобилей, например, де Дион, Бутон, Трепарду.
- Или Панар и Левассор.
- А Пежо! Господа, Пежо!
- Ив Германии, не забывайте, Бенц и Даймлер. Собственно говоря, это они создали автомобиль.
- Вот именно. Все больше становится этих автомобильных заводов, - не мог утихомириться противник автомобилизма. - А ведь конструкторы даже не могут до сих пор решить, какой двигатель использовать - паровой или бензиновый. А есть якобы, знатоки, которые пытаются изобрести еще какие-то новшества.
- Ну и прекрасно, пусть изобретают.
- Вот почему, - развивал свою мысль сторонник автомобиля, - гонка автомобилей может помочь в выборе наиболее удачного варианта. От Парижа до Руана 140 километров. На таком длинном маршруте автомобили разных типов смогут продемонстрировать свои преимущества.
Предстоящие состязания помогли установить факт, который до сих пор оставался незамеченным: у автомобиля появилось в Париже довольно много сторонников. Для участия в гонках записалось более ста кандидатов!
Месье Жюль Жиффар, главный редактор газеты наделавшей столько шуму в связи с организацией автогонок, трудился, не покладая рук. Идея автогонки принадлежала ему. Он сам занимался составлением правил соревнований, подбором, организацией жюри, сбором средств на устройство состязания и призы. То, что больше ста человек изъявило желание участвовать в гонках, и испугало и обрадовало его. Это, несомненно, свидетельствовало о том, что перед автомобилизмом открывались широкие горизонты.
Месье Жиффар был страстным поклонником автомобилизма и глубоко верил в то, что перед новым видом транспорта - великое будущее. Но не слишком ли много всяких чудаков стало заниматься этой областью техники? Не слишком ли много стало появляться всевозможных, иногда самых невероятных, предложений? Нашлись и такие, что пробовали применять вместо двигателей пружины, как в часах, педали и даже сжатый воздух. Некоторые предлагали применять не силу пара, а циркуляцию воды. Были даже удачные попытки использования веса пассажиров и закона тяготения. А ведь такая уродливая, неудобная в обслуживании и ненадежная машина, - если она будет приведена в движение, - грозит катастрофой, и может повредить другие экипажи, которые окажутся поблизости.
А может все эти идеи не столь уж нелепы? Как знать, по каким путям пойдет дальнейшее развитие техники?
Комиссия, занимавшаяся выработкой правил соревнований, решила перед автогонкой устроить пробный пробег на короткой дистанции.
И тогда оказалось, что большинство машин не выдержало и этого первого испытания. Некоторые гонщики отказались от участия в соревнованиях, другие не были допущены комиссией. В списке осталась всего двадцать одна машина.
Вот как это было.
Утро 22 июля 1894 годы было ясным и солнечным. День обещал быть жарким.
С раннего утра месье Жйффар, как и подобает председателю комиссии, был уже на площади, откуда машины уходили в дальний путь. Площадь постепенно заполнялась автомобилями. С треском, свистом и грохотом, в клубах пара и дыма, машины выстраивались в ряд.
Несмотря на раннее время, вокруг собралось много зевак. С нескрываемым удивлением, весельем, а подчас и изумлением встречали парижане появлявшиеся машины.
- Вы только посмотрите! Ведь это же ни дать ни взять - бричка! Задкяв колеса выше, передние - ниже, высокий передок для возницы...
- Для водителя, а не для возницы,
- Все одно. Гляньте, есть даже место на дышло, и фонарики, как на бричке.
- Но ведь там под сидением - мотор.
- А вон посмотрите на оранжевый, трехколесный! У него одно сидение на двоих. И поэтому оно такое короткое и широкое.
- Ха-ха-ха! А мне нравится тот зеленый, в желтые полоски, с кожаным верхом, словно кибитка.
- А это что такое? Маленький, белый со складным сидением сзади ?
- Вот это да. Гляньте только! Целая платформа под балдахином! Две длинные скамейки, девять пассажиров и извозчик...
- Водитель, глупая твоя голова, водитель, а не извозчик...
- Какая разница... Посмотрите, что за колокольчики на балдахине! Ну и ну...
- Тот, четырехколесный с сиденьем на двоих, приводится в движение электрическим двигателем, - объяснял на площади какой-то знаток.
- С электрическим?
- Да, да. Под сиденьем спрятаны аккумуляторы.
- Внимание! Внимание! Сейчас начнется! Смотрите, водители уже занимают свои места, пассажиры тоже.
- Редактор Жиффар поднял флажок!
- Уже!
Оглушительный грохот, дым, пар, лязганье железных колес... Машины тронулись с места.
Живописная дорога, ведущая из Парижа в Руан, поднимается на зеленые нормандские холмы, поросшие садами, и спускается вниз, то приближаясь к берегу Сены, то уходя от него в сторону. На дороге, как всегда, царит оживленное движение: одни крестьяне везут в город на продажу всякую снедь, другие спешат с зерном на мельницу. Но что это за диковинка! Что за невиданные железные чудовища катятся в клубах дыма, пара и пыли?
Крестьянам уже случалось встречать такие машины. Они знают, как надо -вести себя, немедленно соскакивают с телег и хватают лошадей под уздцы. Ну, наконец! Пронесло!... Да что ж это такое! Эти чудища катятся одно за другим! Ну и развлечение устроили себе парижские господа... Какая-то лошадь уже понеслась с телегой прямо в поле!
Но вот и одна из этих чертовых таратаек свалилась в придорожную канаву. Так ей и надо! Водитель, сдвинув на затылок кепку, и потирая ушибленное колено, ходит с озабоченным видом вокруг машины. Видно, никакого проку от нее больше не будет... Крестьяне медленно трогаются в путь.
Вдоль дороги, ведущей в Руан, стоят вышедшие из строя машины. Ведь когда ее прокладывали, никто и думать не думал об автомобилях.
Толпа встречает машины радостными возгласами, аплодисментами, свистом, который тоже служит знаком одобрения. Чем диковиннее машина, тем более горячий прием ей устраивают. Вот тебе и раз! Еще одна машина испортилась. Водитель успел выскочить из нес буквально в последний момент. Раздался грохот, клубы пара окутали все вокруг. А когда они рассеялись, все увидели несчастного шофера, который беспомощно стоял у груды исковерканного железа.
На финише в Руане участников гонки поджидал мэр города в сопровождении других важных персон. Но всеми делами заправлял месье Жиффар вместе с комиссией. Они приехали сюда поездом. Гонки гонками, тут каждый едет на свой риск. Комиссии же рисковать нельзя. Ей надо быть на месте во время, а поездом как-то надежнее...
Но вот уже показалась первая машина. Это автомобиль фирмы де Дион, Бутон, Трепарду, за рулем сидит сам граф де Дион. На его машине стоит паровой двигатель. Ура, ура! Значит, пар победил! Вскоре появился автомобиль с бензиновым двигателем фирмы Пежо, а вслед за ним - другой автомобиль той же фирмы. Потом поочередно пересекают линию финиша другие автомашины с бензиновым двигателем. Последними приходят автомобили с паровым двигателем.
У жюри трудная задача. Правда, гонки удались, никто из участников не пострадал, из двадцати одного автомобиля на финиш пришло семнадцать и хотя на весь маршрут было предназначено двенадцать часов, граф де Дион преодолел это расстояние за пять часов.
Почему же жюри так долго заседает? Оказывается, решение вынести нелегко. Это правда, что автомобиль де Диоиа пришел первым, а обе машины Пежо появились на финише спустя пять и десять минут.
Однако у Пежо - самый настоящий автомобиль, а у Диона - тягач с прицепленным к нему тяжелым экипажем. Судьи подчеркивают, что скорость не играла в гон ках главной роли. Была установлена лишь максимальная граница времени. Основное внимание обращалось на прочность машины и удобство езды.
После долгого совещания жюри объявило решение. Первая премия присуждена обеим машинам Пежо. Де Дион вынужден был удовлетвориться второй премией. Итак, автогонки закончены. Победу одержали машины с бензиновым двигателем. Честолюби вый граф решил любой ценой добиться проведения в следующем году новых соревнований, где будет приниматься во внимание прежде всего скорость, а этот год использовать для совершенствования своей машины с паровым двигателем.
Однако в следующем, 1895 году во время автомобильных соревнований по маршруту Париж - Бордо - Париж де Дион оказался на финише девятым. Первые места заняли автомобили с бензиновым двигателем. Граф-конструктор понял тогда, что будущее принадлежит именно им и переключился на строительство таких машин.
Но это уже совсем другая история.
ГАННА