- Дети, утихомирьтесь! Папа пришел с работы усталый и хочет отдохнуть, а вы такой галдеж подняли, что оглохнуть можно. Ступайте во двор, там поиграйте.
И госпожа Отто выпроводила ребятишек в сад.
Господин Николаус Отто, владелец текстильного магазина, расположенного в центре Кёльна, оторвался от газеты.
- Знаешь, дорогая, мне совсем не мешала их возня. Я обнаружил здесь увлекательнейшую статью, и не замечал что творится вокруг. Представь себе, какой-то француз изобрел автомобильный двигатель, работающий благодаря сжиганию светильного газа. Этого француза зовут - господин Отто заглянул в газету - Этьен Ленуар.
- Удивительное дело! - Фрау Отто попыталась изобразить на своем лице интерес к вопросам, волновавшим мужа. - А где же может найти применение такой двигатель? Ведь, если я не ошибаюсь, используются паровые двигатели?
- Ах, моя дорогая, двигатель его сгорания в наше время совершенно необходим! Конечно, повсюду работают паровые двигатели, но они пригодны лишь для крупных промышленных предприятий. Ведь они чересчур громоздкие и слишком мощные, чтобы найти применение в ремесленных мае терских, да и обходится такой двигатель не дешево. Паровые двигатели хороши только для больших заводов, работающих круглосуточно. Если погасить паровые котлы, то потом понадобится немало времени, чтобы снова привести двигатель в действие А столяру или жестянщику в маленькой мастерской тоже пригодился бы небольшой двигатель. Ведь у них есть токарные, сверлильные, строгальные станки, разные инструменты, а нот механического привода нет. Да, ничего не скажешь, Ленуар Придумал грандиозную вещь. И насколько же простую, судя по описанию]
Господин Отто, хоть и ведал текстильным магазином, имел большое пристрастие к механике. Он даже устроил в подвале небольшую мастерскую, где проводил все свободное время. Госпожа Отто ничуть не удивилась, когда и на этот раз ее муж поспешил в свою мастерскую
Нелегкое это было дело. Сколько пришлось Николаусу Отто изучить технических Пособий, сколько раз обращаться за помощью в разные ремесленные мастерские, с которыми у него издавна установились дружеские отношения, сколько денег потратить, прежде чем удалось соорудить небольшой газовый двигатель. Самой важной частью был в нем цилиндр, в котором двигался поршень, соединенный при помощи шатуна с коленчатым валом. На одном конце вала конструктор укрепил маховое колесо, а на другом - большую пусковую рукоятку. С каждой стороны цилиндра находились два клапана: в один поступал светильный газ, а через другой выталкивались выхлопные газы, Когдч Отто поворачивал рукоятку в одну сторону, поршень опускался и засасывал светильный газ, который смешивался с оставшимся в цилиндре воздухом. Когда поршень доходил до середины цилиндра, клапан, через который поступал в цилиндр газ, автоматически закрывался. И тогда электрическая искра от магнето зажигала газ давление и температура резко повышались, поршень с силой отбрасывало назад, и он приводил в движение коленчатый вал и маховое колесо. Теперь маховое колесо отталкивало поршень, преодолевая мертвую точку; газ поступал в камеру цилиндра с другой стороны и весь цикл повторялся сначала. Всякий раз маховое колесо поворачивалось несколько раз. Итак, сгорание газа рождало движение.
Каждый вечер господин Отто быстро закрывал свой магазин и торопился домой, чтобы заняться испытанием и усовершенствованием своего двигателя. И вот однажды чуть было не стряслась беда. Наш механик-самоучка впустил в цилиндр газ и воздух с одной стороны поршня и вдруг заметил, что забыл включить зажигание. Чтобы не тратить газ попусту, Отто с помощью махового колеса отодвинул поршень назад, в результате чего наступило сжатие газа и воздуха. Потом он включил зажигание. Взрыв смеси был настолько силен, поршень с такой силой рвануло назад, что маховое колесо повернулось, пожалуй, раз десять. Оглохший господин Отто выбрался из угла, куда его отбросило, машинально потер ушибленное плечо и немедленно попытался воспроизвести только что происшедшее. Результат был тот же. Только на этот раз экспериментатор постарался предусмотреть последствия, чтобы снова не оказаться в углу.
"Итак, - подумал он, - если сжать смесь, то мощность двигателя значительно возрастет, он проделает большую работу при использовании того же количества газа. Это чрезвычайно важно"
Так был создан четырехтактный двигатель, в котором поршень совершает четыре хода: впуск, сжатие, рабочий ход. выпуск.
Прошло несколько лет. Владельцы фирмы "Отто и Ланген" вели серьезный разговор:
- Ну и что дальше? - раздраженно спросил инженер Ланген. - Не ужели ты собираешься почить на лаврах?
- А разве мы мало сделали, - весело возразил Отто. - Без тебя и этого мне не удалось бы добиться. Я получил патент на мой четырехтактный двигатель, мы основали акционерное общество, построили завод газовых двигателей, заказов у нас хоть отбавляй. На Парижской выставке наш двигатель получил золотую медаль. Да это и понятно - наши двигатели потребляют третью часть того газа, что двигатели Ленуара, при той же мощности.
- Вот, вот... И чтобы выполнить кучу этих заказов мы держим на нашем "заводе" трех слесарей и одного механика-практиканта.
- Не торопись. Постепенно наши дела наладятся, мы расширим дело.
-
Пока что у нас просто нет средств. Ты вложил весь свой капитал, я продал магазин. Мы хотели получить кредит, совсем небольшой кредит, но банк нам отказал.
- Мне кажется, что тут-то мы и совершили ошибку.
- Попросив кредит?
- Нет, попросив слишком маленький кредит. Нас не принимают всерьез. Давай попросим не три тысячи талеров, а триста тысяч. Увидишь, что нам не откажут.
И вот в предместье Кёльна, в Дейт-це, вырос большой завод двигателей внутреннего сгорания "Газ-Моторен Фабрик Дейтц" в сокращении - просто "Дейтц", который приобрел мировую славу. Патент на четырехтактные двигатели гарантировал владельцам доходы, поскольку они имели исключительное право на их изготовление. Правда, пока что эти двигатели были маломощными - 2 или 3 л.с. - но спрос на них неустанно возрастал.
Однажды Отто, чрезвычайно взволнованный, вошел в кабинет своего друга и партнера.
- Послушай, Этьенн. я узнал, что кто-то сконструировал двигатель вроде нашего и пользуется им.
- Что ж, если только пользуется, то это еще не страшно. Лишь бы не начал их производить и продавать. А кто это такой?
- Мюнхенский часовщик Рейтман.
- Да-а... Надо все-таки послать туда кого-нибудь посмекалистей. Пусть разузнает, что и как, не подавая, конечно, виду, что действует по нашей указке.
"Разведчик" был весьма хитер. Посетив, под предлогом починки часов, старую и солидную фирму "Христиан Рейтман и сыновья", он завязал разговор с хозяином и настолько вошел к нему в доверие, что тот показал ему собственноручно изготовленный четырехтактный двигатель. "Разведчик" пришел в восторг и хотел неприменно купить его. Часовщик не согласился, но поскольку клиент настаивал в конце концов сказал:
- Ну уж раз вам так это нужно могу сделать еще один такой экземпляр. Но это дорого обойдется. Тут нужно поистине ювелирное мастерство.
Разузнав все, посланник вернулся на завод. Оба хозяина страшно возмутились:
- Судить, надо судить этого Рейтмана! Он нарушает наше патентное право.
Начался процесс. И что же оказалось?
Рейтман построил свой двигатель совершенно самостоятельно за шесть лет до Отто. Он не запатентовал его, поскольку не собирался изготовлять и продавать двигателя. Пользовался им у себя мастерской. Результат процесса оказался для завода "Дейтц" весьма плачевным: патент, выданный господину Отто, был аннулирован. Теперь каждый мог изготовлять и продавать такие двигатели, тем более, что и другие изобретатели пытались доказать, что еще до Отто разработали идею газового четырехтактного двигателя и продавать двигатели. Заводы стали появляться, как грибы после дождя.
Но самое интересное заключалось в том, что заказов с лихвой хватило на всех. Завод "Отто и Лан-ген" даже разросся, поскольку спрос на двигатели неустанно повышался.
- Наконец-то я нашел подходяще го для нас человека, - заметил Ланген во время очередного делового разговора.
- Кто же это? - спросил Отто.
- Готлиб Даймлер, директор машиностроительного завода в Карльсруэ. Очень способный инженер. Нашему постоянно растущему заводу нужны свежие силы.
- Что ж, Даймлер так Даймлер.
Новый конструктор принялся за работу. Надо было не только усовершенствовать двигатели, которые изготовлялись все же не совсем тщательно, но и повысить их мощность. Даймлер шаг за шагом вводил усовершенствования. Мощь двигателей "Дейтц" неустанано росла: 10, 12, 30, 60 л.с, а вес снизился до 100 кг на 1 л. с.
- Что за безумец, что за безумец! - в негодовании кричал Отго. - Десять лет работал у нас. Все улучшал и доулучшал...
- Не волнуйся, Николаус.
- Да как же не волноваться? Ведь он утверждает, что у наших двигателей, работающих на воздушно-газовой смеси, нет будущего! Он, видите ли вздумал ввести жидкое топливо!
- Надо бы все-таки подумать, Николаус, над его предложениями, взвесить все серьезно.
-
- Что, и ты за него вступаешься?
- Нет. Я целиком и полностью за наши газовые двигатели. Но ведь Даймлер прав, говоря, что в небольших городишках нет газовых заводов, а раз так, то нет и газа. Там наши' газовые двигатели никому не нужны.
- Тогда надо искать другой газ!
- Но ты же знаешь, что водород оказался слишком дорогим, а с угарным газом связано множество хлопот. Так что остается лишь светильный. Ничего не поделаешь. Придется владельцам двигателей где-то раздобывать его. Что же касается Даймлера, то он нас оставит в покое. Он собирается уйти и открыть собственный завод двигателей, работающих на жидком топливе. На бензине.
- Великолепно! Выходит, мы вырастили у себя под крылышком конкурента!
- Не беспокойся, Николаус, он еще долго хлопот не оберется со своим
бензиновым двигателем. Пусть уходит от нас. Мы и без него справимся.
Даже большие фирмы "Дейтц" в создании четырехтактного двигателя не могли удержать Даймлера. Он ушел с завода и основал собственную небольшую мастерскую.
Но это уже особая история.
АННА КОГАН