Я люблю читать фантастику, особенно классиков, которые пишут о будущем. Таких, например, как Герберт Уэллс. Он уже в самом начале нашего века хотел дать ответ на вопрос, как будет выглядеть мир через несколько десятков лет. Людей всегда влекло будущее. Интересует оно их и сейчас.
За последние полтора десятка лет разработаны специальные научные методы прогнозирования развития науки и техники. Созданы научно-исследовательские институты, занимающиеся наукой о будущем, так называемой футурологией. В них работает много крупнейших специалистов. Однако сегодня желание заглянуть в будущее продиктовано не простой любознательностью, а стремлением узнать, не приведет ли стихийное развитие какой-либо области техники к непредвиденным осложнениям, с какими всегда надлежит считаться,
Великолепным примером этого может служить именно развитие автомобильного транспорта, зарождение которого предсказывает Уэллс. Да, предсказывает, поскольку в первом году прошлого века автомобильный транспорт, во всяком случае, в нынешнем смысле этого слова, не существовал, хотя автомобиль был известен по крайней мере десять с лишним лет, Не говоря уже о более ранних попытках сконструировать машину с двигателем, достаточно упомянуть таких изобретателей как австриец Зигфрид Маркус, который в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века поразил венцев своей самоходной машиной, как немец Отто, изобретший двигатель внутреннего сгорания (1877) или другой изобретатель двигателя внутреннего сгорания - Карл Бенц.
Итак, на рубеже XIX и XX веков уже производились автомобили. Но что это были за автомобили! Их можно назвать скорее самоходными колясками, впрочем, так их и называли. Это были экипажи на велосипедных колесах, покрытых в лучшем случае каучуком. После нескольких автомобильных гонок (первые состоялись в 1894 году) оказалось, что автомобили могут служить для спорта и развлечений, Однако в то время не существовало серийное производство, и каждый экземпляр являлся по сути дела особой моделью. Покупатели, а было их немного, должны были считаться со всякими неожиданностями: то двигатель забарахлит, то кончится бензин (ведь бензозаправочных станций в ту пору еще не было), то машина завязнет в грязи, ведь дороги в тс времена были в лучшем случае мощеные.
Зная вес это. Уэллс предсказывает, что автомобиль станет общедоступным, самым распространенным видом транспорта - общественного и индивидуального, что на автомашинах будут перевозить товары. Он предсказывает также создание
сети дорог, специально приспособленных для движения автотранспорта, которые
мы сегодня называем автострадами (стоит упомянуть, что первая автострада был л
построена в 1922-1924 годах в Италии), надо обладать недюжинной творческой
фантазией, чтобы на заре нашего века нарисовать такую картину. Даже сегодня, имея за плечами школу рисования, не каждый сможет представить будущее и уж тем более нарисовать его.
Однако не все последствия бурного развития автотранспорта предвидел Уэллс в своей книге. Вы не найдете здесь описания автомобильных пробок, из-за которых останавливается движение на улицах больших городов, об отравлении атмосферы выхлопными газами, и так далее, и так далее.
Не правда ли, интересно узнавать, насколько правы были ученые и писатели,
которые пытались нарисовать картины будущего несколько десятков или даже сот лет назад. Отрывки из их произведений мы будем сопоставлять с нашими нынешними знаниями, для того, чтобы оценить, насколько фантазия человека может помочь ему заглянуть в будущее.