Небольшая инструкция о том, как сделать красивую люстру своими руками из подручных материалов. В качестве материалов используются бу тетропаки из под соков, молока и прочих разливных продуктов.
Вы знаете, что на бензозаправочных станциях можно купить топливо разных сортов. В Польше, например, продаётся "голубой" и "жёлтый" бензин. Эти два сорта бензина действительно несколько отличаются по цвету, но главное здесь не в цвете, а в качестве, определяемом октановым числом. "Голубой" бензин - это топливо с октановым числом 78, а "жёлтый" бензин - с октановым числом 94.
Чтобы лучше понять, что такое октановое число, какое топливо лучше - высокооктановое или низкооктановое - нужно вспомнить принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Известно, что в цилиндре двигателя поршень сжимает горючую смесь.
Величина давления сжатия или компрессии зависит от конструкции двигателя. Чем больше давление и температура рабочей смеси в конце такта сжатия, тем с большей скоростью сгорает смесь и тем больше будут мощность и экономичность двигателя. Однако увеличение давления сжатия в бензиновых двигателях допустимо лишь до известных пределов. Основной причиной, ограничивающей величину степени сжатия, является опасность возникновения детонации - неправильного, чрезмерно быстрого сгорания топлива в цилиндре, переходящего во взрыв.
Детонация - крайне вредное и опасное явление, так как она вызывает уменьшение мощности двигателя и увеличение расхода топлива, а также разрушение и износ деталей двигателя.
И вот как раз октановое число, показатель качества бензина, характеризует способность топлива противостоять возникновению детонации: чем выше октановое число, тем лучше топливо противостоит детонации. Следовательно, "жёлтый" бензин более высокого качества. Одни автомобили могут работать на низкооктановом бензине, другие - рассчитаны на бензин с более высоким октановым числом, а третьи, у которых давление сжатия в цилиндрах двигателя достигает значительной величины, нуждаются в высокооктановом бензине (например, "Волга-24", "Жигули").
Все автомобильные фирмы указывают необходимый сорт бензина для каждой выпускаемой модели. Он определяется в ходе специальных испытаний. Если водитель заправит автомобиль бензином с меньшим октановым числом, чем рекомендует завод-изготовитель, двигатель немедленно "напомнит" об этом - начнёт работать с детонацией. При каждом увеличении подачи газа, особенно при движении, с малой скоростью на низкой передаче, будут слышны стуки в цилиндрах двигателя.
Услышав такую "жалобу" двигателя, нужно обязательно налить в топливный бак бензин лучшего качества, т.е. с более высоким октановым числом.
В некоторых странах бывают в продаже три и даже четыре сорта бензина, отличающиеся между собой октановым числом. Во избежание ошибок при заправке их маркируют разными цветами.
Теперь несколько слов о смазочных материалах. Для смазки автомобилей применяются различные сорта масел. Их можно разделить на две основные группы: моторные и трансмиссионные масла. Само название их указывает на то, что первые служат для смазки двигателя (они сравнительно жидкие), смазки механизмов силовой передачи: коробки передач', а вторые, более густые - для заднего моста и рулевого управления.
Во всех странах вырабатывается несколько марок моторных и трансмиссионных масел.
Мы, конечно, не будем перечислять характерные свойств отдельных смазой. Мы лишь упомянем, что зимние сорта отличаются меньшей вязкостью по сравнению с маслами, применяемыми в летнее время. Почему? Пожалуй, нетрудно догадаться. Ведь зимой масла густеют, а при высокой температуре окружающего воздуха - становятся маловязкими.
В этой короткой статье мы привели лишь основные, элементарные сведения о существующих маслах для смазки автомобилей. Настоящие автолюбители должны совершенствовать и углублять свои знания. А чтобы больше узнать об автомобильных маслах и смазках, вам придётся заглянуть в соответствующие популярные издания.
ЯН ТАРЫ